На этой странице Вы можете ознакомиться с основными принципами метода и прочитать полную версию методички
Современные исследования и жизненный опыт показывают, что понятие окружения включает в себя все факторы, оказывающие влияние на человека: семья, друзья, школа, телевидение, реклама, интернет, компьютерные игры, места досуга, книги, газеты и все, с чем он соприкасается. Не на все из этих факторов человек способен непосредственно повлиять, но если научить детей выбирать окружение, формирующее позитивные качества, они будут рады осознанно выбрать ценности любви к ближнему, добра, сотрудничества.
Именно группа является местом, успешно развивающим ребенка для нормальной жизни в обществе: в умении работать в коллективе, в уважении к ближним и гармонии с ними. Группа — это мини-модель всего общества. Она подобна лаборатории, в которой ребенок учится строить плодотворные взаимоотношения с другими. С помощью системы отношений с товарищами по группе он познает себя, свои особенности и динамику, необходимую, чтобы быть счастливым человеком.
Игра – это инструмент, с помощью которого ребенок растет, открывает и познает мир. Поэтому необходимо использовать игры как центральную часть методики работы с детьми. С помощью игр дети усваивают, что их успех зависит от успеха остальных. Вместо того чтобы побеждать других, они учатся побеждать вместе с другими, вместе достигать общей цели.
Настоящая учеба осуществляется только посредством сопереживания. Поэтому следует регулярно выезжать на экскурсии в места, с которыми необходимо ознакомиться, чтобы быть подготовленными к жизни, такие как больницы, музеи, заводы, производства и др. По окончании экскурсии организуется заключительное обсуждение, и после него детям предлагают написать совместную работу.
Все мероприятия должны сниматься детьми на видео, чтобы позволить им позднее вместе понаблюдать за собой и произвести оценку происходящего. Таким образом дети привыкнут смотреть на себя со стороны, анализировать изменения, которые они переживают, и развить способности к самопознанию и самооценке. Смысл этого в том, что ребенок станет кем-то вроде психолога для самого себя.
Младшие дети уважают старших детей и учатся у них естественным образом. Старшие, со своей стороны, лучше всего учатся, обучая других. Использование методики «старший воспитывает младшего» приводит к росту понимания и интереса как у «воспитателей», так и у подопечных.
Воспитателям необходимо заботиться о формировании примера отношений, которые воспитывают, поддерживают детей в установлении конструктивных отношений между собой и поставляют позитивные примеры взаимной зависимости и взаимного уважения.
Детям следует сидеть свободно, в кругу, а не рядами за отдельными столами. Место воспитателя – в кругу, рядом с детьми, на одном уровне с ними. Дети от природы любознательны, и роль воспитателя в том, чтобы развивать эту любознательность, а не подавлять ее. Вместо того чтобы демонстрировать превосходство и обрушивать на детей информацию, роль воспитателя — помочь детям исследовать и выяснять между собой различные темы с помощью целенаправленных вопросов и обсуждения. Таким образом знания будут усвоены детьми в значительной мере.
Родителям следует активно участвовать в воспитательном процессе. Воспитателям необходимо постоянно сообщать родителям, какие проблемы и ценности обсуждают дети, чтобы родители могли беседовать об этом с детьми, показывать пример и поощрять их. Также желательно осуществлять встречи — инструктаж для родителей, чтобы усилить сотрудничество и координацию между различными факторами, влияющими на воспитание ребенка. При необходимости проводятся индивидуальные консультации с психологами.
Личность формируется через развитие личностных функций, а именно, способностей проявлять себя как личность. Особое внимание в нашей методике мы уделяем:
— способности к анализу;
— способности принимать решения;
— работе с внутренними установками;
— формированию «Я – концепции» – системы убеждений и установок, которые формируют представление человека о своей личности, а также формы и способы самопрезентации;
— смыслотворчеству, как формированию смыслов своей деятельности, своего предназначения, сверх-идеи, миссии, идеалов.
Данные личностные функции формируются посредством личностно-развивающих ситуаций (ЛРС) – специально организованных педагогических ситуаций («коллизий»), в которых воспитанник естественным образом проявляет себя.
Каждому ребенку предлагается пройти вводное тестирование. С учетом результатов теста и выбранного набора развиваемых компетенций создается уникальный набор личных развивающих ситуаций, которые предлагаются участнику в рамках групповых занятий. Также родители могут получить рекомендации по дополнительным индивидуальным занятиям с ребенком.
Самое полное описание методики