В целом, нравственность — понятие общечеловеческое. О нравственном или безнравственном человеке мы говорим, когда видим его поступки. В сути — нравственность — это способность показать другому пример того, как правильно быть человеком, ориентированным на общее благо.

В современном обществе не так просто удержаться в поле нравственного выбора. Тренды эффективности, успешности, результативности и достижений в целом определяют жизнь человека в современной цивилизации, предписывая ему, зачастую, решения продиктованные дарвинистской теорией борьбы за выживание. Погоня за быстрыми результатами, стремление получить все, сейчас и быстро не всех приводит к желаемому. Обман, разочарование, обесценивание человеческих отношений, депрессии, потеря мотивации к любому действию — обратная сторона гонки жизни направленной исключительно на достижения.

Очень немногие дают себе труд разобраться в смыслах и сути нравственных ограничений и предписаний и обеспечивают себе, таким образом, точно выверенную стратегию личностного развития на долгие годы. Результатом такой жизни не всегда будет оглушительный успех. Внутренний мир и проживание жизни наполненной смыслом, друзьями, поддержкой и любовью как правило свидетельствуют о верных в нравственном смысле выборах.

Именно это — обучение нравственному выбору, разговоры об истоках нравственности и ее христианскому осмыслению посвящен этот модуль программы

Цель модуля: дать опыт принятия нравственных решений, развить способность узнавать «нравственное» и «безнравственное», дать примеры ситуаций нравственного выбора на примерах, изложенных в литературе, искусстве в целом.

Базовые технологии:

Для детей и подростков применяется способ обсуждения от частного к общего.

Для введения в обиход новых для слушателей нравственных категорий применяется тренинговый интерактивный метод, который предусматривает рефлексию уже полученного в упражнении опыта и его дальнейшее обсуждение.

Тематическим ориентиром являются: 12 законов скаутов, десять библейских заповедей.

Методические особенности:

Как правило, новый участник не испытывает потребности быть более нравственным. Это переживается по другому. Он хочет быть любимым в семье, оценнным во всех других, значимых для него ситуациях. В связи с этим, модуль «основы христианской нравственности», также как и все другие модули, прямо направленные на развитие личности, работает с неосознанной потребностью. Это значит, что первыми очень важным этапом «обучения» становится установление контакта с участниками. Ведущий педагог должен стать не просто педагогом, но значимым взрослым, одобрение которого важно. Также должна быть значима группа, в которой проходит обучение.

Эти условия выполняются благодаря применению скаутской методики.

Результат для участника программы:

Четкое понимание основ нравственного выбора.

Развитие навыков риторики.

Приобщение к христианской культуре.

Возможность прояснять важные жизненные моменты с квалифицированными специалистами — педагогами и православными священниками.

Законы скаутов-разведчиков:

  1. Скаут-разведчик верен Богу, предан Родине.
  2. Скаут-разведчик честен и правдив.
  3. Скаут-разведчик помогает ближнему.
  4. Скаут-разведчик  друг всем и брат другому скауту.
  5. Скаут-разведчик  исполняет требования родителей и руководителя.
  6. Скаут-разведчик  друг природы.
  7. Скаут-разведчик вежлив.
  8. Скаут-разведчик чист в мыслях, словах и делах.
  9. Скаут-разведчик  бережлив и уважает чужую собственность.
  10. Скаут-разведчик трудолюбив и настойчив.
  11. Скаут-разведчик  весел и никогда не падает духом.
  12. Скаут-разведчик скромен.

Три долга скаута:

  • перед собой
  • перед Богом
  • перед ближними